КАК МЕНЯЛИСЬ ГОСТИНЫЕ
Гостиные, пожалуй, самые «молодые» по историческим меркам помещения домов и дворцов. Первые гостиные как места сборов гостей и посетителей стали выделяться в отдельные функциональные комнаты не ранее конца 17 века. Как они эволюционировали, какими функциями обладали, как оформлялись – об этом наш небольшой эволюционный экскурс.
Всегда ли существовали гостиные
Как понятно из названия, гостиная – это то место, где хозяева встречаются с гостями. По первым упоминаниям, это были не комнаты, а просторные и длинные коридоры и галереи (не всегда, кстати, со стенами), в которых собирались люди, пришедшие к хозяину дома. Фавориты, просители, любопытствующие, поставщики продуктов, кредиторы: в ожидании аудиенции они общались, ссорились, демонстрировали свои умения в искусствах. Но где же принимали гостей? Отдельных комнат для встреч не было, дамы принимали у себя в будуаре, а мужчины встречались с нужными людьми в своих кабинетах или в присутственных местах.
Среди людей, собиравшихся в «прототипах» гостиных, образовывались кружки по интересам, и люди начинали общаться. Так стали появляться салоны – читатель «Войны и мира» вспомнит салон мадам Шерер. Салон и был той самой гостиной, где богач или аристократ назначал встречу с гостями, собирал свою компанию для бесед на интересные темы: политика, литература, художественное искусство, музыка.
Естественно, что появилась потребность в соответствующей мебели: долго стоять, обсуждая литературу, довольно затруднительно. В салонах стали появляться диваны, кресла, кушетки. А поскольку общество в то время было достаточно разделенным, собирались мужские группы, женские и отдельно молодежь, то и компоновка гостиных 17–18 веков включала несколько сгруппированных диванов или кресел. Тогда же в интерьеры пришли столики: на одних стояли приборы и блюда для угощения, другие были предназначены для женского рукоделия или игр, на третьих выставлялись предметы искусства. Так салонные встречи, которые раньше можно было проводить в спальне, кабинете или столовой, заставили выделить под себя отдельное помещение, со своей мебелью и функционалом.
Постепенно гостиные стали разделяться на общие и камерные. Первые для танцевальных вечеров, общих мероприятий, а в камерные гостиные приглашались только близкие люди, друзья, для карточных игр и бильярда, посиделок со спиртным. Обстановка в гостиных менялась в соответствии с изменениями мебельной моды.
Семнадцатый век: да здравствует Король!
Примером тогда только еще зарождавшихся гостиных 17 века может служить комната в замке Во-ле-Виконт. Поместье Во-ле-Виконт построили в 1658–1661 в полумиле от Парижа для Николя Фуке, министра финансов при дворе Людовике XIV. Николя, большой любитель денег и роскоши, был первым, в чьем дворце «открылся» постоянный салон с отделкой в стиле барокко. Золото, красные, алые и терракотовые оттенки, гобелены, шелк, лепнина и резьба (тоже покрытые золотой краской), скульптуры львов, барельефы в виде солнца, символы власти – салон выглядел пышно, помпезно, нарочито роскошно. В нем стояли диваны и кресла на резных ножках, на их мягких сиденьях с нежнейшей обивкой были изображены картины охоты, конных прогулок, пасторальные сюжеты. Сделать отсылку к барочной эпохе в своем интерьере можно с помощью кресел ОРМАТЕК GRAND в жаккардово-велюровой обивке ERICA 05/BLITZ 18.
Век восемнадцатый: возрождение классики
Образец из 18 века – дворец Карлтон-Хаус, некогда королевская городская резиденция в лондонском районе Пэлл-Мэлл и парка Сент-Джеймс. Его строительство было закончено в 1796 году, но, к сожалению, в 1825 году он был снесен. Однако сохранились картины и были воссозданы убранства по описаниям современников. Типичный интерьер внутри – неоклассика или английский стиль. По рисунку Круглого зала в Карлтон-Хаус видно, что это просторная гостиная, с обилием света, с текстилем и отделкой в британских королевских цветах – синий, красно-розовый, белый. Украшения не столь броские и не столь вычурные как в эпоху барокко, хотя и лепнину и резьбы английский интерьер тоже «любит». Диваны и банкетки на резных ножках стоят вдоль стен, рядом с ними небольшие столики, обязательно присутствует камин. О дворце-шедевре могут напомнить туалетные столики РАЙТОН GARDA 2R или ВМК-ШАЛЕ ОЛИВЕР.
Русский шик Царского села
Как в знатных домах России выглядела гостиная 18 века можно увидеть на примере Китайской гостиной в Царскосельском Екатерининском дворце. Она была создана архитектором Ф. Растрелли в 1752–1756 годах. Это гостиная личных покоев императора Александра I. Русское барокко с итальянскими нотками в стилизации «под Китай»: золото и синева росписи в китайском силе и резная золоченая мебель, нарядный паркет, шелковые гобелены, живописные роскошные светильники и настенные и наддверные композиции (десюдепорты) из гипса или дерева с золочением. Сделать легкий интерьерный оммаж царскосельской гостиной можно с помощью велюровых декоративных подушек золотого, лилового и черного цветов.
Девятнадцатый век: имперская красота
Увидеть гостиные 19 века можно в замке Мальмезон, который расположен под Парижем: когда-то это была резиденция Наполеона и Жозефины. Интерьеры гостиных дворца Мальмезон выполнены в модном тогда стиле ампир, в них проводились литературные, художественные салоны, и обстановка была соответствующая: небольшие обеденные группы на четыре-пять кресел, а вдоль стены расположены диваны, с которых открывался вид на развешанные картины, статуэтки. Полы и текстильная обивка были с интересными необычными рисунками. Вся мебель с резьбой и обивкой. И все это выдержано в приглушенных алых, коричневых, золотистых оттенках. Немного ампир-настроения в комнату добавят софа CAPITONE ROOM ИРЭН и диван CAPITONE ROOM СЭНДИ.
Все богаче и темнее
Лепная гостиная Шереметьевского дворца в Санкт-Петербурге была создана стараниями Иеронима Корсини, академиком архитектуры, сыном знаменитого Доминика Корсини. Эта камерная гостиная появилась в 1839 году. Примечательно, что ранее на ее месте располагались жилые покои. То есть гостиные набирают популярность, становятся необходимой частью знатных домов. Эклектика стилей прослеживается и в мебели, и отделке, но не превращает Лепную гостиную в просто богато украшенную комнату. Преобладает зеленый и белый цвета, украшением комнате служат вызолоченные элементы резьбы по камню на стенах, потолках, декоративных панелях и розетках, а также мраморный камин и скульптуры. Заметно, что мебель стала строже, массивнее, темнее, без вычурных деталей: в этой гостиной преобладают кресла ампир и ломберные столики из карельской березы, тополя. Изящной «цитатой» из той эпохи может стать банкетка SLEEPART РАЙМОНД в темной бархатной обивке.
Начало двадцатого века: на стыке эпох
Интерьеры домов высшего общества России 19–20 веков можно увидеть в Павловском дворце Санкт-Петербурга. Это время, когда дворянство, обладавшее родовыми дворцами, и буржуазия, получившая возможность построить большие дома, стали сближаться друг с другом. Конечно, сословные различия еще были заметными, но интерьеры домов стремительно приобретали сходные черты. В домах теперь популярны обновленные диваны: круглые, длинные, двусторонние (сейчас их можно увидеть в музейных залах – одна общая спинка, а сиденья расположены по две стороны от нее), к диванам прикрепляются полочки и этажерки, вскоре на них «поселятся» слоники. Появляются мебельные мягкие гарнитуры, объемная и пышная мягкая мебель. Стилистика смешанная – тут и элементы барокко, и русский стиль и, конечно же, не сдавший свои позиции модерн. Типично для времени выглядит Кленовая гостиная Павловского дворца. Повторить ее черты помогут этажерка ВМК-ШАЛЕ ОЛИВЕР и банкетки от MEBEL IMPEX: МОДЕЛЬ 11.2 или LESET CLASSIC-04.
Это было недавно: советские гостиные
Немного ностальгии о гостиных в СССР. Мало кто мог похвастаться отдельной комнатой для приема гостей, но если спросить любого человека, жившего тогда, – сколько комнат у вас было дома, то обязательно прозвучит «спальня и зал (или гостиная)». И ничего, что в этой гостиной спали родители, раскладывая на ночь диван. Ничего, что кресла нередко были раскладными для детей. Мягкая мебель с красивой обивкой или покрытая специальными покрывалами, журнальный столик, ковер на сене и полу, плотные шторы, тюль и конечно же, Ее Величество Стенка. Лучшими были импортные – из Чехословакии или Румынии, чуть менее престижными были производства Белоруссии и Прибалтики. Мебель в идеале полированная: она выглядела богаче. Может быть сейчас это смотрится наивно и безвкусно, но сколько стараний вкладывалось в обстановку, как подбирались хрустальные люстры и бра, сервизы и хрусталь. И это действительно была гостиная, парадная комната – в обычные дни гости сидели на кухне, а в праздники собирались за накрытым столом в зале, где перемытый накануне хрусталь пел от прикосновений, а лаковые поверхности мебели сверкали полиролью. Кресла-кровати РЕЛАКС РИМИНИ и АГАТ НИЦЦА мало похожи на предметы советского быта, однако своей функциональностью определенно делают реверанс той эпохе.
Свободны в выборе: от истоков к сегодняшним дням
Сегодня к интерьерам гостиных нет каких-то строгих требований. Часто эта комната задает тональность интерьеру всего дома, а иногда оформляется на контрасте. Стили – на выбор и по возможностям хозяев, от четкого следования заданному до полной «экзотики». Нередко гостиные совмещаются в кухней-столовой. Мебель тоже разнообразна: от бин-бегов в лофте до необычных по форме пластиковых кресел в стиле индастриал.
Чтобы не ограничивать полет фантазии, можно украсить интерьер собственной гостиной зеркалами в стиле ампир, а для гостей предусмотреть банкетки SONBERRY ИНЬ ЯНЬ или даже раскладной диван PROSON PAD COZY.
* В материале использованы иллюстрации из открытых источников.