РЕБЕНОК БОИТСЯ ЗАСЫПАТЬ ОДИН
Практически каждому родителю знакома история: ребенок растет, пора спать отдельно, и вроде все хорошо, но при каждом засыпании возникает одна и та же проблема – ребенок жалуется, что не может уснуть, потому что страшно. Страхи эти возникают в очень разном детском возрасте. Также различны причины этих страхов, ведь каждый ребенок и каждая семья – уникальны. Алла Ильина разбирает основные и наиболее распространенные причины детских страхов перед сном.
Страх при засыпании может проявиться в любой момент. И когда пришло время, и ребенок начинает спать в отдельном от родителей помещении. Ребенку может быть год, два, пять лет. Либо ребенок уже какое-то время спит в отдельной комнате, один, а может с братьями или сестрами. Раньше все было нормально, а теперь появились страхи. Суть остается одной: если ребенок по какой-то причине стал бояться спать один, рассматривать этот вопрос нужно комплексно. Появление страха – это следствие, а причины могут быть самыми разными: начиная от социальных аспектов (пошел в садик, появилась своя комната, существуют особенности в отношениях родителей, появился новый член семьи), заканчивая физиологическими и индивидуальными психоэмоциональными особенностями. Например, ребенок склонный к экстраверсии будет нуждаться в обязательном общении и играх перед сном. А интроверту, возможно, захочется, чтобы его в тишине гладили по голове и не мешали мечтать. Важно обратить внимание на момент проявления страха. Когда это случилось? Как изменилась ситуация, что стало по-другому в окружении, какие события произошли в семье, появилось ли что-то новое в поведении кого-то из членов семьи и т. Д.? Оценив момент проявления страха засыпания, вы получите ценную информацию, которая зачастую несет в себе уже много ответов и решений.
Сущность страха
Когда-то наш давний предок был озабочен лишь задачами выживания и продолжения рода. При каждой встрече с чем-то новым (природой, зверем, или даже другим человеком) он оценивал ситуацию на предмет опасности и делал выбор: бежать, сражаться или взаимодействовать. Выживать ему помогал инстинкт самосохранения. Этот инстинкт, заботливо переданный нам предками, продолжает оказывать свое влияние и теперь, помогая формированию нашего жизненного опыта. Например, через чувство страха.
Попробуем разобраться в механике действия этого инстинкта. Каждый раз оперируя опытом, наше подсознание реагирует. Реакция связана с древним посылом: выжить. Поэтому в современном мире чувство страха проявляется как сигнальная система о том, что что-то пошло не так: нежелание повторить болезненный неприятный опыт (свой собственный или опыт предков), а также нежелание приобрести неприятный опыт, который может стать опасным или болезненным.
То есть страх – это эмоция, тесно связанная с инстинктом самосохранения. Она как сигнализация у машины, сообщает владельцу о возможной угрозе. Очевидно, эта функция весьма полезна. Cтрах имеет защитную функцию, оберегает нас от возможной опасности. Но, как и все на свете, это хорошо, если есть баланс. Как только страха становится слишком много, он начинает влиять на качество нашей жизни. Так мы получаем фобии, например, боязнь высоты, глубины, темноты, в гипертрофированных размерах – таких, что мы не можем с ними совладать, и скорее откажемся от действия, нежели столкнемся со своим страхом лицом к лицу.
Таким образом, главное в страхе – это его баланс и осознание того, что эмоция является базовой. Это очень древняя эмоция, призванная инстинктом самосохранения защищать нас от опасности. А потому страх фактически неискореним, и не стоит стремиться к тому, чтобы избавиться от него раз и навсегда. Тем более, что прирученный страх – прекрасный помощник.
Когда может появиться страх
Иногда кажется, что должно прийти «специальное время», произойти пугающее событие, или наступить нужный возраст для проявления чувства страха. Но на самом деле, страх присутствует даже у младенцев. И может наблюдаться в виде вскидывания ручек, напряжения тела, замирания и плача при резких звуках или появлении крупных незнакомых объектов.
Затем по мере развития и взросления ребенка, страх начинает проявляться более конкретно. Он связан с потерей контакта с мамой, например, когда она уходит. Это может быть и в год, когда мама пошла по делам, а ребенок остался, и в 3 года, когда ребенка отвели в детский сад. Ребенок не знает, что мама ушла лишь на время, для него это расставание навсегда, поскольку понятия «время» и «воля» для него еще незнакомы.
А теперь вернемся к ситуации, когда ребенок говорит, что боится засыпать один. Тут очень важно для родителей определиться с тем, что происходит на самом деле. Действительно ли ребенок чего-то боится, или страхом он называет что-то другое. Это можно попробовать сделать самостоятельно. Например, если возраст ребенка позволяет, поговорить с ним о том, как он сам раскрывает тему страха. Что для него страх, и как он выглядит. Может выясниться в процессе разговора, что страхом он называет совершенно другие вещи: перенапряжение, скуку, желание подольше быть рядом с родными и т д. При разговоре желательно обращать внимание на то, какими «страхами» ребенок оперирует. Если каждый раз это разный страх, разные, абсолютно не связанные друг с другом ситуации, причины и волнения, то скорее всего вы имеете дело не со страхом, а с другими проявлениями невротизации ребенка.
Если речь все-таки идет именно о страхе, то он будет конкретным. Ребенок скажет, что ему страшно, когда темно, потому что там что-то (чудовище, ничего не видно, и т д). И еще очень важный момент. Бывает так, что достаточно несколько дней или вечеров перед сном посвятить разговорам о самочувствии и настроении ребенка, и ситуация начнет улучшаться. Ведь ничто не будет столь действенным для наших детей, как искренние внимание и забота близких людей.
Причины появления страха
Как бы банально это ни звучало, но в отношении детей всегда работает принцип: если у ребенка что-то не так, коррекция должна идти в первую очередь через родителей.
Две позиции родителей могут сформировать реакцию страха у ребенка.
Гиперопека. Если родители окружили ребенка такой заботой и вниманием, что он «не падает, и не ошибается», то скорее всего страх засыпания не заставит себя ждать. Ведь оказываясь один физически ребенок чувствует себя брошенным и незащищенным.
Отстраненность. Это антипод гиперопеки. Если на ребенка возлагают слишком большие надежды в виде ожиданий, что он уже «большой», все может сам, в том числе и засыпать, и справляться со своими переживаниями, то чувство незащищенности сформирует реакцию страха.
Прежде чем разбираться с ребенком и его состояниями, лучше всего объективно оценить себя как родителей на предмет гиперопеки или отстраненности. Решения в данном случае просты: или добавить опеки, или дать постепенно больше свободы. Ключевое тут – постепенно и осознанно, вдумчиво, наблюдая за тем, как эти изменения сказываются и где их граница.
Также реакцию страха формируют другие события и явления:
- Ребенок может перенять страхи от родителя. Если мама боится темноты, то скорее всего, и ребенок будет бояться. И тут нет никакой магии. Невербальными реакциями мамы дает понять ребенку, что ситуация темноты потенциально опасная. А значит нужно обратить внимание, что в родителях могло повлиять на появление соответствующей реакции ребенка. И уже взрослому надо сначала разобраться со своим страхом, а затем помочь ребенку.
- Перевозбуждение. Если ребенок много активничал, особенно вечером, физическое перенапряжение вызовет эмоциональное. Ребенок в первую очередь живет эмоцией, а не когницией. В таком случае помогут расслабляющие процедуры: теплая ванна, спокойные разговоры, сказка перед сном, расслабляющий массаж, исключение телевизора и гаджетов за два часа до сна.
- Опрометчивость и безответственность взрослых. Это только кажется, что ребенок не слышит и не понимает, о чем говорят взрослые. Главное, что он впитывает эмоциональный фон. И если близкие напуганы, агрессивны, смотрят соответствующие фильмы или передачи, это обязательно отразится и на ребенке.
- Неожиданные, новые события, независимо от того, радостные они или грустные. На языке организма и то, и другое – стресс.
Что делать вместе с ребенком, чтобы избавиться от страхов
Постарайтесь быть с ребенком вместе до его засыпания.
Привлекайте элементы-помощники. Если ребенок проснулся ночью и почувствовал страх, пусть у него будет элемент опоры, например, волшебный фонарик, который разгоняет темноту. Или любой другой предмет, который вы найдете вместе и придадите ему соответствующий смысл. Ну и, конечно, уверенность в том, что родители сразу придут на зов.
Нарисуйте страх, а потом обсудите его. Пусть он станет не чем-то неординарным и пугающим, а простым рисунком, обыденностью, тем, что свободно обсуждается с близкими. Это придаст уверенности. А еще страх можно лепить, мастерить из бумаги и других подручных элементов. Все творческие процессы развивают ребенка и улучшают его психоэмоциональное состояние.
Внедрите интерактивные сказки. Это истории, которые вы создаете вместе, в которых герой обязательно проходит испытание страхом и выдерживает его. В итоге, страх оказывается помощником.
Добавьте комплекс расслабляющих процедур: теплая ванна, объятия с родными, легкий массаж поверх спальной одежды теплыми руками. Прямой контакт с родителями дает ребенку ощущение уверенности и безопасности. Расслабление пере сном очень важно, так как реакция страха дает напряжение в теле и, наоборот, напряженность физическая может вызвать избыточное волнение.
В заключении хочу подчеркнуть, что родители (или опекуны, самое близкое окружение ребенка) являются определяющим фактором состояния детей. Внимательность к потребностям, совместное вдумчивое времяпрепровождение и искренняя любовь творят чудеса, и создают прочный фундамент для гармоничного взросления. Но не следует переоценивать свои силы, если в борьбе с детским страхом вам не справиться самим, следует обратиться к специалисту.